ПОИСК
Політика

Киевляне могут сами решать, куда направлять бюджетные средства города — на ремонт подъездов или соцпомощь малообеспеченным

0:00 13 березня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
По мнению председателя «Киевской громады» Валерия Борисова, создание органов самоорганизации населения позволит эффективно контролировать городскую власть

Не секрет, что наиболее острые проблемы, которые долго не решаются властью, могут стать причиной массовых выступлений жителей — митингов, пикетов и других акций. Чаще всего это проблемы совсем не местного значения, например, протесты против длительных задержек выплаты заработной платы в бюджетных организациях или митинги в поддержку тех или иных политических сил в стране. Но бывают и проблемы сугубо местные: требования по усилению борьбы с преступностью на территории, протесты против загрязнения окружающей среды, попустительства местных властей распространению наркомании, или, например, против плохого качества коммунальных услуг.

Жители столицы все чаще демонстрируют свое нежелание зависеть исключительно от воли чиновников разных уровней

Впрочем, митинги и пикеты — не единственная форма общения граждан с властями. В последнее время все чаще появляются примеры инициативы организации территориального общественного самоуправления, исходящей снизу — от населения. Для этого имеются определенные объективные предпосылки: идет развитие местного самоуправления и население вольно или невольно накапливает опыт использования своих прав на осуществление местного самоуправления через болезненные последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства, ухудшение экономического положения территорий, недостаточную правовую защищенность. В городах ярким примером самоорганизации граждан по месту их проживания является создание товариществ собственников жилья на основе кондоминиумов.

Такая форма, если она всемерно поддерживается властями, быстро дает свои положительные результаты в виде чистых и ухоженных дворов и подъездов. К тому же это еще одна форма прямого участия граждан в местном самоуправлении.

Наиболее ярко это можно продемонстрировать на примере Киева, где в последнее время активно идет процес самоорганизации населения по месту проживания. В частности, жители многоэтажек в Деснянском районе создают органы самоорганизации населения (ОСН) — домкомы, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов.

РЕКЛАМА

Подобный опыт вскоре распространится и на другие районы столицы, поскольку киевляне все чаще демонстрируют свое нежелание зависеть исключительно от воли чиновников разных уровней. Тем более что такой вариант самоорганизации граждан предполагают и отечественные законы. Так, согласно Конституции страны, а также Законам Украины «О местном самоуправлении» и «Об органах самоорганизации населения», задача самоуправленческих структур — делегировать максимально широкие из предусмотренных законами полномочия непосредственно представителям территориальной общины — жителям конкретного дома, улицы, квартала, микрорайона. Это даст возможность киевлянам самим решать, куда в первую очередь направлять бюджетные средства — на ремонт подъездов, благоустройство придомовых территорий или социальную помощь малообеспеченным, не дожидаясь «милости» от градоначальников. Они также получат возможность контролировать качество предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг и многие другие инструменты для улучшения условий проживания на данной территории.

Депутатами Киевсовета прошлого созыва были даны разрешения на создание 78 органов самоорганизации населения

Однако в полномочия органов самоорганизации населения (ОСН) входит не только решение вопросов, затрагивающих интересы граждан по месту их проживания. Они также могут принимать и изменять собственный устав, защищать права и законные интересы граждан в органах власти различного уровня, содействовать жителям в защите их интересов как потребителей жилищных и коммунально-бытовых услуг, организовывать общественный контроль над своевременным проведением капитального ремонта муниципального жилого фонда и приватизированного жилья, обязанности по ремонту которого сохраняются за городом. ОСНы вполне могут добиться участия в определении порядка и условий приватизации объектов муниципальной собственности, осуществлять общественный контроль за такой приватизацией, а также выполнением условий распоряжения муниципальной собственностью.

РЕКЛАМА

В Киеве нередко возникают проблемы с обустройством организаций торговли, бытового и прочего обслуживания. И зачастую мнение столичных граждан на этот счет игнорируется. Причина — их разрозненность. Однако мировая практика показывает, что власти не могут позволить себе не брать в расчет точку зрения организаций. То есть именно органы самоорганизации населения могут защитить позицию граждан. В том числе и в таких острых вопросах, как определение целевого назначения и условий использования земель (включая продажу), а также земельные сделки.

Столичные жители это поняли, и создание ОСНов набирает обороты. Например, депутатами Киевсовета прошлого созыва были даны разрешения на создание 78 органов самоорганизации населения, которые эффективно осуществляли свои полномочия и занимались благоустройством нашего города. Под эти цели, в соответствии с законодательством Украины, выделялись деньги из бюджета Киева, что давало возможность жильцам многоэтажек самостоятельно распоряжаться средствами с целью улучшения состояния своего дома и прилегающей к нему территории. Киевляне сами решали, в какой цвет покрасить подъезд, где оборудовать детскую площадку, а где посадить дерево. Кроме того, они делали это, не спрашивая разрешения у жэка или столичных чиновников.

РЕКЛАМА

К сожалению, на данный момент ситуация несколько иная. Многим из созданных в Киеве органов самоорганизации населения не был продлен срок полномочий, другим — не выделены деньги на их работу. Поэтому активную помощь в самоорганизации жителей столицы в ОСНы оказывает объединение граждан «Киевская громада». Председатель «Киевской громады» Валерий Борисов считает, что только скорейшее создание и укрепление такого мощного фундамента гражданского общества, как ОСНы, позволит всем нам контролировать городскую власть и поставить ее в условия, когда обещания надо выполнять, а за невыполненные — отвечать.

263

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів