ПОИСК
Політика

«я ему сказала: «боже мой, вячеслав, тебя ведь могут убить! « он пристально посмотрел мне в глаза и ответил «не посмеют! »

0:00 26 березня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Вдова легендарного лидера Народного руха Украины Атена Пашко сейчас больше всего тоскует не по известному политику Вячеславу Чорноволу, погибшему девять лет назад, а по любимому и внимательному мужу, с которым можно было обсудить собственные стихи, новинки литературы и даже подняться на Говерлу

Ровно девять лет назад 25 марта в автомобильной катастрофе на Бориспольской трассе при загадочных обстоятельствах погиб лидер Народного руха Украины Вячеслав Чорновил. Оба расследования — официальное и проводившееся «руховцами» — даже спустя столько времени не дают однозначного ответа на вопрос, было ли ДТП случайностью или спланированной акцией. Вдова г-на Чорновола, известная писательница и поэтесса Атена Пашко, страшную трагедию, произошедшую в марте 1999 года, иначе как убийством Вячеслава Максимовича не называет.

«От всего происходившего с Народным рухом Чорновил седел просто на глазах!»

… Через полгода после смерти Вячеслава Чорновола у Атены Васильевны случился обширный инфаркт, причем прямо посреди улицы, когда она вместе с женщинами-активистками из Союза украинок шла на кладбище к Вячеславу Максимовичу. «Врачи мне тогда сказали, что я по-мужски перенесла столь тяжелый удар судьбы, ведь инфаркты все-таки гораздо чаще случаются у мужчин, и по-мужски расплатилась за этот удар», — рассказывала тогда «ФАКТАМ» г-жа Пашко. Болью же самого Вячеслава Чорновола был искусственный раскол Народного руха Украины, созданного им совместно со многими другими активистами национально-освободительного движения конца 80-х годов. «От всего происходившего с партией он седел просто на глазах!» — рассказывала Атена Васильевна нашей газете. Перед расколом НРУ в прессе как раз появилась лавина «заказных» статей о так называемом авторитаризме лидера Народного руха. «Чорновил — и авторитаризм? Авторитет — да, а вот авторитаризм — нет! Он десятки раз все согласовывал, это был его принцип. Эту байку выдумали люди, которые просто не хотели придерживаться дисциплины, отказывались выполнять решения, утвержденные съездом, проводом или президиумом, — рассказывала в свое время г-жа Пашко газете «Час».  — Но Вячеслав никогда не выносил за пределы партии некоторые шероховатости и неприятные моменты, а вот его оппоненты бегали по всем газетам».

Ситуация тогда накалялась с каждым днем, Вячеслав Максимович знал, что за ним постоянно следят «органы». Как призналась позже в интервью «ФАКТАМ» Атена Васильевна, они с мужем даже вскользь обсудили тему возможного покушения на него как на известного и влиятельного политика, способного повести за собой массы. «Один раз я сказала ему: «Боже мой, Вячеслав! Тебя ведь могут убить!» Он пристально посмотрел мне в глаза и ответил: «Не посмеют!» Боже, как он заблуждался, каким романтиком он был», — рассказывала Атена Пашко нашей газете.

Жизнь с Вячеславом Чорноволом была для Атены Васильевны и благословением и в то же время испытанием. Ведь они встретились в 1968 году, будучи уже зрелыми людьми. У обоих были семьи и дети. «Ко мне такое настоящее чувство пришло впервые. Я поняла, что вырвать его из души я не смогу, но и не смогу жить двойной жизнью. Развелась и я, развелся и Вячеслав. Потом его арестовали, он был очень долго в тюрьме, в лагерях и на поселении. Тогда и думать нельзя было о ком-то другом, потому что это был человек моей жизни, моей мечты. Человек, который борется за справедливость, за национальную независимость. Он честный, прямой, умный, открытый, много ставит на жертвенник жизни ради своих идеалов. И для меня не имело значения, буду ли я иметь работу или нет, будет ли моя дочь иметь возможность учиться или нет», — рассказывала в одном из интервью Атена Пашко.

РЕКЛАМА

Удивительно, но предчувствие не обмануло Атену Васильевну: после официальной регистрации брака с Вячеславом Максимовичем у ее дочери, равно как и у сыновей самого Чорновола, возникли серьезные проблемы.

Неприятности у дочери г-жи Пашко от первого брака Ирины начались еще в школе. Несмотря на что она была активисткой, ее исключили из комсомола — за то, что новый муж ее мамы осужден за антисоветскую агитацию и пропаганду. Потом Ирину, по словам Атены Пашко, лишили золотой медали, которую она должна была получить, — ей стали достаточно топорными методами занижать оценки. «Когда исключали Ирину из комсомола, то учителя заставляли детей поднимать руки «выше, еще выше», потому что это происходило по приказу из райкома комсомола», — рассказывала г-жа Пашко. «Моей дочери то и дело предлагали уйти от матери, повторить «подвиг» Павлика Морозова и отречься, только при этом условии она могла бы получить высшее образование», — делилась пережитым г-жа Пашко. Но поскольку Ирина не поддалась столь циничным методам обработки КГБ, то при поступлении в институт дочери Атены Васильевны открытым текстом сказали: мол, может, где-нибудь в России вы и поступите, а в Украине — никогда. Ирина, проработав три года чернорабочей на заводе, таки поступила и окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Несмотря на возникшие у нее трудности, дочь ни разу в жизни не упрекнула мать за это… Более того, Ирина была очень дружна с Вячеславом Максимовичем, который называл ее «доней».

РЕКЛАМА

«Я думала, что мой муж почти всегда будет каторжником, а я буду его женой и буду знать, что он борется за великую идею»

Весьма показательно, что не только детям, но и достаточно пожилым родителям диссидентов приходилось расплачиваться за политические убеждения своих сына и дочери. «Припоминаю случай, когда моей маме было особенно тяжело и унизительно. Во время одного из обысков она была вынуждена по требованию сотрудников КГБ раскрыть рот, чтобы они проверили, нет ли там спрятанной бумажки. Дело в том, что таким образом они тогда искали заявление-жалобу Вячеслава Чорновола», — рассказывала в интервью «Зеркалу недели» Атена Пашко.

… Сейчас Атена Васильевна чаще вспоминает не бурные политические противостояния, а тихие, уютные моменты жизни, когда не известный и бескомпромиссный политик Вячеслав Чорновил, а просто любимый муж был рядом с ней. В выходные дни они часто выезжали в киевский Гидропарк, так как очень любили бывать на природе. И, конечно же, любили побродить по родным Карпатам, исходили их вдоль и поперек, побывали на всех самых высоких точках — от Черногоры и Говерлы до горы Сивули… «Мы умели с Вячеславом делать себе в жизни постоянный праздник. Я дальше так живу, и мне бы хотелось, чтобы и наши дети так же жили и умели радоваться жизни. Это было нашим жизненным кредо, и сейчас я очень скучаю по тем нашим поездкам на природу», — рассказывала «ФАКТАМ» Атена Пашко. После гибели Вячеслава Максимовича Атена Васильевна изредка выезжает в закарпатский санаторий. Когда Вячеслав Чорновил перенес два инфаркта, они тоже выезжали в Закарпатье, но это уже был не тот активный отдых в любимых Карпатах с неизменным подъемом в горы…

РЕКЛАМА

«Я жила мечтой, что Украина когда-нибудь станет самостоятельной. Но только не думала, что это случится при моей жизни. Наоборот, думала, что мой муж почти всегда будет каторжником, а я буду его женой и буду знать, что он борется за великую идею. Я не думала, что Вячеслав будет участником строительства державы, будет на высоких постах работать для этой самой державы. В 1985 году он только-только возвратился из ссылки, а в 90-е годы все это осуществилось… » — делилась воспоминаниями Атена Пашко. А сейчас имя Вячеслава Максимовича Чорновола уже навсегда вписано в историю украинского государства…

 

308

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів